Юзабилити сайта

Юзабилити сайта - это простота и удобство пользования сайтом его посетителями, для которых собственно и создавался сайт. Позаботьтесь же о них, и они станут Вашими клиентами и покупателями.

Главная Блог Юзабилити сайта
Юзабилити сайта

Под термином «юзабилити сайта» подразумевается простое и удобное использование сайта. Поэтому чем выше юзабилити, тем больше Ваш сайт нравится его посетителям. А это напрямую влияет на лояльность, количество посещений и конверсию на Вашем сайте.

Кроме того, юзабилити оценивается так же и поисковыми системами и учитывается при ранжировании.

Все что написано ниже уже учитывается при разработке сайта, но при дальнейшей эксплуатации сайты важно так же придерживаться следующих правил и рекомендация:

Ответ на главные вопросы

Впервые попав на Ваш сайт, любой пользователь должен сразу же найти ответы на такие вопросы:

  • Чему посвящён этот сайт?
  • Что здесь самое главное?
  • Где что находится?
  • Как этим пользоваться?

Четкость структуры сайта

Последовательность в дизайне - при согласованном дизайне всех страниц сайт выглядит более профессиональным и привлекательным, а  ясная визуальная иерархия на всех страницах позволяет быстро освоиться на каждой новой странице.

Выделение самых важных элементов на сайте и предоставляет посетителям быстрый доступ к интересующей их информации.

Чем проще - тем лучше - нельзя перегружать сайт лишней информацией и графическими материалами.

Правило «трех кликов» – посетитель сайта должен сразу понять, где находится нужная ему информация и добраться до нее не более чем за три клика. И хотя это правило сейчас уже не считается догмой, оно поможет организовать сайт с интуитивной, логической и структурированной иерархией.

Жертвенность - если для улучшения юзабилити сайта требуется пожертвовать красотой или какими-то элементами дизайна - ими следует пожертвовать. Пользователь всегда предпочтет красивому сайту удобный.

F-образный шаблон

Исследования говорят, что заходя на сайт, посетитель сканирует страницу по F-образному шаблону. Наибольшее внимание концентрируется в левом верхнем углу, а тому, что расположено в правом нижнем, уделяется минимум. Посетитель просматривает информацию слева направо, потом переводит взгляд вниз, потом снова слева направо и так далее. Получается траектория похожая на букву F.

Поэтому правая сторона привлекает пользователя намного меньше, чем левая. и важные смысловые элементы не должны размещаться в правой колонке.

Ну и конечно, целевое действие страницы, например, кнопка заказа услуги или отправления товара в корзину - должно находиться на траектории просмотра.

Таким образом, для сайтов с традиционным направлением письма слева направо важная информация должна размещаться на левой стороне страницы.

Точка входа

Посетитель далеко не всегда начинает просмотр сайта с главной страницы. Очень многие приходят с поисковых серверов или с рекламы, и доля таких посетителей неуклонно возрастает. Потому никогда не надо думать, что с какой-то информацией пользователь уже ознакомился раньше. Информация, важная для понимания о том, где он находится, должна дублироваться на каждой странице. Обязательные элементы:

  • логотип компании
  • название компании
  • слоган, хотя бы частично поясняющий, что на этом сайте предлагается
  • контактные данные компании
  • меню сайта
  • сайта цепочка ссылок до главной страницы («хлебные крошки»)

Прокрутка (скроллинг)

Горизонтальная прокрутка на сайте - это зло. Огромная часть посетителей, столкнувшись с ней, покинет сайт сразу.

Вертикальная же прокрутка не раздражает, но на первом видимом экране непременно должно быть что-то, что заинтересует пользователя. Он не должен покинуть сайт, даже не начав прокручивать.

Текст

Текс должен быть обязательно с отступами и полями. Текст без полей будет прочитан быстрее, но смысл и восприятие текста лучше, если читаемый текст с отступами и полями. Это факт.

Пользователи интернета в действительности не читают содержимое страниц в онлайне. Исследования показывают, что посетители читают только 28% текста на странице, причем, чем больше текста, тем меньше процент прочитанного.

Для увеличения вероятности того, что ваши посетители прочитают большую часть вашего контента, нужно использовать методы облегчения текста для чтения. Выделять ключевые слова, использовать заголовки и подзаголовки, писать короткие абзацы и использовать списки.

Ссылки

Ссылки должны быть выделены цветом и подчеркнуты при наведении, чтобы они не сливались с остальным контентом. Лучше, если посещенные и не посещенные ссылки будут разных цветов, — никому не нравится по ошибке ходить по ссылкам несколько раз. Приоритетный цвет ссылок синий и, если цветовая гамма сайта позволяет, стоит использовать для ссылок именно этот цвет.

Если ссылки являются картинками, к ним нужно добавить какой-то текст, чтобы пользователь представлял, куда именно он попадет при переходе по этой ссылке.

Шапка

Не стоит делать ее огромной, ведь кто-то просматривает ваш сайт с небольшого экрана нетбука или планшета. Да и на полноценном мониторе это редко выглядит красиво. Большинство посетителей, увидев одну шапку вместо контента, уже не станут его искать.

Кроме того есть стандартная информация, которую человек ожидает здесь увидеть - как минимум все те же логотип, название и контактные данные. Кстати, все также привыкли, что логотип является ссылкой, ведущей на главную страницу сайта.

Меню

Меню - основной инструмент навигации по сайту, потому оно не должно быть сложным. Идеальное меню — горизонтальное и одноуровневое.

Безусловно, огромное количество сайтов использует вертикальное меню. И это хороший выбор, если вам жизненно необходимо использовать в нем множество пунктов, и особенно, если количество этих пунктов будет увеличиваться.

Но нередко можно увидеть вертикальное меню из трех-четырех пунктов в левой колонке. Место под ним тогда, зачастую, используют под рекламу. Делая так, вы отдаете рекламе самое ценное место своего сайта. Если вы не планируете расширять меню, лучше сделать его горизонтальным, а вместо левой колонки сразу начать знакомить пользователя с контентом, на котором вам нужно удержать его внимание.

Также в случае использования вертикального расположения меню оформлять таким образом, когда основные ссылки выделяются более ярким и крупным шрифтом, а второстепенные располагаются под ними.

Выпадающее меню тоже вполне можно использовать, но было бы неплохо предупредить посетителя об этом: внезапное мельтешение на экране, когда ничего не предвещало, может раздражать. Лучше всего обозначить это простым маркером вроде треугольника острием вниз около соответствующего пункта меню.

Если предполагается, что содержимое страницы будет длинным и пользователю придется прокручивать его, то горизонтальное меню для ускорения навигации можно продублировать в футере. Горизонтальное меню с этой целью можно при прокрутке «закрепить» в верхней части экрана.

Пункты меню

Люди всегда хорошо реагируют на знакомые и привычные элементы интерфейса. Приходя на сайт, он ожидает увидеть в меню что-то типа «О нас», «Услуги», «Контакты» и так далее. Если такие повсеместно используемые пункты меню будут названы иначе, посетитель просто может не обратить на них внимание.

Форма поиска, входа, регистрации и тому подобное

Как правило, такие формы располагаются вверху справа, и это, опять-таки, привычно для посетителя. Не следует заставлять его искать их по всей странице. Все эти второстепенные формы лучше размещать именно там, связывая с остальными элементами навигации.

Но, конечно, не стоит полагаться на поиск, как на замену обычной навигации по сайту или средство от плохих организации контента и информационной архитектуры. Если пользователь не может найти что-то через меню, в большинстве случаев он этого вообще никогда не найдет, даже если на сайте будет шикарный поиск.

Если пользователь не может переместиться туда, куда ему нужно, то следует исправлять навигацию и улучшать организации контента, а улучшение поискового механизма имеет более низкий приоритет.

Анимация

В общем случае, анимация имеет право на жизнь, но ей не следует злоупотреблять. Не стоит развешивать по всему сайту падающие снежинки и мерцающие звезды. Слайдер непременно привлечет внимание посетителя, но излишнее мельтешение вызовет только головную боль и желание немедленно покинуть страницу. В любом случае лучше ограничиться одним анимированным объектом на странице.

Звук

Лучше вообще не использовать: кто-то музыку слушает, а у кого-то дети спят, а кому-то начальник голову оторвет. При необходимости можно вставить на страницу плеер, который посетитель сможет включать и выключать самостоятельно.

Реклама

Если на вашем сайте есть реклама, она не должна быть избыточной и не должна затруднять доступ к основному содержимому (за это и в поисковой выдаче задвигают подальше). Также лучше не располагать рекламу во всплывающих окнах. Мне кажется это, в целом, довольно несложные рекомендации. Тем не менее, соблюдение этих простых правил может очень помочь вам в деле достижения хорошей конверсии вашего проекта.

Помните, что если Вашему посетителю приходится продираться к нужной ему информацию через частокол агрессивной рекламы - Вы его потеряли еще до появления на сайте.

Заключение

Крайне важно еще при планировании сайта и составлении технического задания учитывать правила и «секреты» юзабилити, чтобы сайт был «дружественным» по отношению к будущим посетителям, потенциальным клиентам и покупателям:

  • структура сайта должна быть понятна с первого взгляда
  • пользователь должен всегда четко понимать, где находится нужная информация
  • текст должен быть приведен в соответствие с используемым форматом представления

Содержание и форма подачи текста образуют при этом одно целое, и именно в таком виде информация наиболее удобна для пользователя.

Помните - плохой сайт не только не может быть успешным, он способен и подмочить репутацию его владельцев.

Что еще важно знать при заказе собственного сайта

Комментарии (0)

ОтменитьДобавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить», я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности

Нужна консультация? Бесплатный звонок!